МОДЕЛИРОВАНИЕ ОВРАГОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЛЕСНОЙ МЕЛИОРАЦИИ
- Мелиорация, рекультивация и охрана земель
Цель: оценка проведения мероприятий по уменьшению заносимости канала и, соответственно, снижению объемов ремонтных дноуглубительных работ путем устройства защитных сооружений, которые предлагается использовать в границах разрешенных мелководных отвалов для защиты канала от заносимости донным грунтом с забровочного пространства и регулирования потока воды в русле.
Материалы и методы. Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) играет роль связующего звена и единой глубоководной магистрали из Каспийского моря в Азово-Черномор¬ский, Балтийский и Северный бассейны через порты Оля и Астрахань. Навигация в канале продолжается в течение всего года, в зимний период проводка судов осуществляется с поддержкой ледоколов. Судовой ход в речной части канала проходит по рукаву Бахтемир – естественному продолжению русла р. Волги в пределах дельты р. Волги. Одним из основных факторов, усложняющих условия нормальной эксплуатации ВКМСК, является его заносимость, которая обуславливается твердым стоком Волги, сгонно-нагон¬ными, ветроволновыми и ледовыми явлениями. Различное сочетание этих составляющих влечет за собой изменчивые из года в год деформации дна и отложения наносов как по всему каналу, так и на отдельных его участках. Возможным мероприятием по уменьшению заносимости канала и, соответственно, снижению объемов ремонтных дноуглубительных работ является устройство защитных сооружений, которые предлагается использовать в границах разрешенных мелководных отвалов для защиты канала от заносимости донным грунтом с забровочного пространства и регулирования потока воды в русле.
Результаты. Рассматривалось четыре варианта конструктивных решений защитных сооружений с использованием геотуб и геобэгов в различном сочетании, с различными вариантами подготовки и устройства центральной части дамбы.
Выводы: предлагается использовать конструкции с применением композитных и традиционных материалов.
doi: 10.31774/2712-9357-2022-12-4-333-348
Волго-Каспийский морской судоходный канал, колебания уровня Каспия, заносимость канала, защитные дамбы, геотубы, геобэги
Ткачев А. А., Ключенко К. И. Анализ мероприятий по борьбе с заносимостью Волго-Каспийского канала // Мелиорация и гидротехника. 2022. Т. 12, № 4. С. 333–348. https://doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-4-333-348.
1. Русанов Н. В., Бухарицин П. И., Беззубиков Л. Г. Волго-Каспийский морской судоходный канал – современное состояние проблемы и пути их решения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4–5. С. 863–871.
2. Чалов Р. С. Русловые процессы (русловедение): учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2016. 565 с.
3. Железняков Г. В. Пропускная способность русел, каналов и рек. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. 310 с.
4. Бухарицин П. И., Русанов Н. В., Беззубиков Л. Г. Волго-Каспийский судоходный канал – от старых принципов к новым идеям. Комплекс мероприятий по улучшению функционирования Волго-Каспийского водно-транспортного узла в третьем тысячелетии: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 101 с.
5. Бабич Д. Б., Иванов В. В., Коротаев В. Н. Волго-Каспийский морской судоходный канал и определяющие его развитие природные и антропогенные факторы // Современные проблемы гидрометеорологии и устойчивого развития Российской Федерации: сб. тез. Всерос. науч.-практ. конф. 2019. С. 188–190.
6. Усынина А. Э., Святский А. С., Боярко С. Г. Рекомендации по восстановлению водности рыбоходных каналов дельты Волги // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2020. № 2(32). С. 78–82.
7. Баев О. А., Талалаева В. Ф. Конструктивно-технологические решения для создания и восстановления покрытий оросительных каналов // Мелиорация и гидротехника [Электронный ресурс]. 2022. Т. 12, № 2. С. 177–191. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1285 (дата обращения: 01.08.2022). https:doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-2-177-191.
8. Колганов А. В., Косиченко Ю. М., Скляренко Е. О. Противофильтрационные облицовки каналов с использованием геосинтетических материалов // Мелиорация и гидротехника [Электронный ресурс]. 2022. Т. 12, № 3. С. 210–226. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1302 (дата обращения: 01.08.2022). https:doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-3-210-226.
9. Баев О. А., Косиченко М. Ю. Вопросы реконструкции крупных каналов и оценка их эффективности // Мелиорация и гидротехника [Электронный ресурс]. 2021. Т. 11, № 4. С. 287–301. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1250 (дата обращения: 22.11.2021). DOI: 10.31774/2712-9357-2021-11-4-287-301.
10. Ткачев А. А., Слинько М. А. Исследование берегоукрепительных сооружений на р. Куме в Ставропольском крае // Мелиорация и гидротехника [Электронный ресурс]. 2022. Т. 12, № 1. С. 213–227. URL: http:www.rosniipm-sm.ru/article?n=1269 (дата обращения: 01.08.2022). https:doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-1-213-227.
11. Gao X., Makino H., Furusho M. Analysis of ship drifting in a narrow channel using Automatic Identification System (AIS) data // WMU Journal of Maritime Affairs. 2017. Vol. 16. P. 351–363. DOI: 10.1007/s13437-016-0115-7.
12. Evaluation of the proposal for widening and deepening the Matagorda Ship Channel / P. Montagna, J. Gibeaut, M. Dotson, A. Douglas, J. Magolan, J. Palacios, L. Rener, M. Subedee, K. Trevino. Poth, Texas, 2021. 63 p.